21:25

Если нет последствий, значит, нет и ошибки
Homo angor. Человек страшащийся
С точки зрения биологов, страх - не что иное, как врожденная приспособительная реакция, один из регуляторов поведения человека и животного. Подобным инстинктам-регуляторам соответствуют специфические эмоции: родительский инстинкт находит эмоциональное выражение в нежности, инстинкт борьбы - в гневе, инстинкт бегства - в страхе3. Страх как базовая эмоция реализует защитную функцию организма, позволяет ему сохранить себя, избежать травмы или гибели.
Формы страха- тоска, тревога, ужас, которым соответствуют такие психологические состояния, как скука, боязнь и испуг. Эти феномены различны по характеру протекания: ужас внезапен, тотален и остр, тревога тягуча, мучительно длительна, тоска "монотонна", зачастую она становится "фоном" жизни. Примечательно, что каждая из перечисленных форм страха способна выступать причиной и следствием двух других: ужас может спадать в тревогу, до которой, в свою очередь, способна дорастать тоска. В онтологическом ракурсе названные ипостаси страха могут быть представлены как способы понимания смысла бытия сознания, как формы обнаружения сознанием самого себя. Так, "страх-тоска раскрывает бытие сознания как полноту одиночества. Страх-тревога означает раскрытие сознания как полноту свободы. Страх-ужас "раскрывает" небытие сознания как смерть"9.
Чего ужасается ужас?
Переживание ужаса сравнимо с взглядом, брошенным в бездну. Этот апогей страха, "мгновенно-острый" момент наивысшего напряжения сознания10 обескураживает своей силой и молниеносностью. Но именно эти секунды приоткрывают Ничто - переживший ужас человек сам подтверждает это сразу же, как только ужас отступит: "В ясновидении, держащемся на свежем воспоминании, нам приходится признать: там, перед чем и по поводу чего нас
охватил ужас, не было, "собственно", ничего. Так оно и есть: само Ничто - как таковое - явилось нам"12.
Все вещи и мы сами тонем в каком-то безразличии. В ужасе земля уходит из-под ног. Точнее: ужас уводит у нас землю из-под ног, потому что заставляет ускользать сущее в целом. Отсюда и мы сами - вот эти существующие люди - с общим провалом сущего тоже ускользаем сами от себя. Поэтому, в принципе, жутко делается не "тебе" и "мне", а "человеку".
Объятый ужасом человек засты-
вает как громом пораженный и со всей очевидностью не принадлежит самому себе, не равен себе-обычному. То, что секунду назад осознавало себя личностью, в момент приближения Ничто перестает быть таковым, теряет свои права.
Другими словами, переживание ужаса переключает человека в "режим закрытости", что и позволяет интерпретировать это состояние как опыт смерти. Как показывает синергетика, любое живое существо отвечает принципам открытости на всех уровнях своей организации. Оно сопротивляется, страшится замыкания в себе, потери энергетических связей с окружающей средой, грозящей энтропией, исчерпанием энергии и "тепловой смертью". Нежелание повторения ужаса, сигнальный страх страха, таким образом, выражает безотчетный страх перед целостностью и закрытостью. Сущее противится им, как жизнь противится смерти. Впрочем, ужас кратковременен; погасший мир осве-
щается вновь. В состоянии этого тяжелейшего переживания человек подходит к "краю" Бытия, переставая принадлежать себе. В то же время, наравне со страхом повторения трагического опыта, в человеке всегда присутствует обратная сила - жажда предела, страстное желание достичь последней черты. "Страх можно сравнить с головокружением. Тот, чей взгляд случайно упадет в зияющую бездну, почувствует головокружение. В чем же причина этого? Она настолько заложена во взоре, как и в самой пропасти, - ведь он мог бы и не посмотреть вниз"14. Губительная страсть к Ничто, к постижению своего предела влечет желанным пиком эмоциональной и экзистенциальной жизни.

С. С. Ступин.Человек, № 6, 2012,

Мой коммент. В этой статье автор рассматривает художественные творения разных художников с точки зрения изображения на них сюжетов, вязанных со страхом. Интересно. Но статья очень большая. Кому интересно, ждите, когда появится в инете, или журнал в бибилотеке возьмите.

Комментарии
24.02.2013 в 13:37

Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, ты узнаешь себя, и серую краску рядом. Вася Обломов
Талина, либо убери цифры, обозначающие номер ссылки на лит. источник, либо оставь цифры и добавь внизут источники. А так эти цифры не к селу, не к городу.
А контекст не очень понятен, т.к. в указанном отрывке ничего нет ни про картины, ни про художников. Тест скорее по психологии. И написано заумно, половину не поняла. Вот и Антуан, наверное, тоже не понял, - не оставил комментарий.