Если нет последствий, значит, нет и ошибки
Прочитала статью, посвященную «Книге о вкусной и здоровой пище» – действительно, интересный взгляд на книгу, которая есть во многих семьях, есть такая книга и у нас. И с детства я любила ее смотреть, даже кое-что готовила по ней, когда стала взрослой. И всегда меня восхищало чудное оформление этой толстенной книги. Да, и мысли были такие -эх, какую вкуснятину люди ели! Но не все так просто. Если на книгу смотрит специалист, то потом и у нас открываются глаза – надо же, как все непросто. И познавательно. И умно. Статья большая, я ее намного сократила, оставив основные мысли автора статьи.
Автор статьи И. В. Сохань. Журнал "Человек", № 6, 2012
"Проблема питания - одна из основных проблем человеческой жизни.
В ряду кулинарных книг "Книга о вкусной и здоровой пище" занимает особое место не только как уникальный памятник гастрономической культуры, но и как образец тоталитарной мифологии, в определенном смысле востребованной до сих пор. Это единственная кулинарная книга, где образцы гастрономической культуры тесно соединены с политической риторикой.
"Книга о вкусной и здоровой пище" переиздавалась неоднократно (1945, 1952 и последующие годы) и прочно закрепилась в сознании как советского, так уже и постсоветского человека в качестве репрезентанта гастрономической культуры сталинской эпохи. Ее называют самой знаменитой кулинарной книгой всех времен и народов.
Появление "Книги о вкусной и здоровой пищи" было практически необходимым событием - советский человек нуждался в понятном, на самом что ни на есть телесном уровне, ощущении-представлении-чувствовании социалистического мифа об изобилии и счастье. О том, чтобы готовить по изложенным там рецептам, в большинстве случаев речь и не шла - "Книгу о вкусной и здоровой пище" приобретали как образец другой жизни... это была мифическая книга"9. В этом плане она выполняла свою функцию… того утопического идеала, в постоянном и, одновременно, невозможном приближении к которому, жили советские люди.
Период 1935 - 1941 годов получил название жизни в розовом свете по-советски. Это время официальной радости, ликования, смеха, официальной атмосферы тотального и перманентного праздника. Без этой атмосферы невозможно было бы создание "Книги о вкусной и здоровой пищи", где, помимо всего прочего, впервые после почти двадцатилетних официальных утверждений о необходимости придать практикам питания общественный формат происходит легализация частной кухни, и, соответственно, - роли женщины в качестве хозяйки на этой кухне.
В 1939 году "Книга о вкусной и здоровой пище" вышла тиражом всего 100 000 экземпляров - но ведь важна, оказалось, не столько ее реальная доступность (и доступность продуктов, обозначенных и проиллюстрированых на ее страницах), сколько возможности проникновения в массовое сознание. А они были максимальными.
Для рядового гражданина изобилие, демонстрируемое на страницах "Книги", могло служить только репрезентантом коммунистического будущего в гастрономической сфере, идеала, который должен быть и, может быть, уже есть в жизни некоторых.
Парадокс "Книги..." заключается в том, что на последующие поколения людей она производила впечатление подлинного репрезентанта культуры питания советского человека сталинской эпохи.
Поэтому "Книга о вкусной и здоровой пище" и занимает свое уникальное место в ряду остальных кулинарных книг -
- о роли пищевой промышленности, развивающейся в ответ на постоянно растущие запросы трудящихся, благосостояние которых также постоянно растет - такой оптимизм вселяет уверенность, что самые оригинальные преобразования питания человека еще впереди, как и покорение космоса.
Во-вторых, (и по степени значимости также во-вторых) транслируются гастрономические знания (вторая глава так и называется "Значение рационального питания для человека"):
- относительно значения рационального питания, поскольку "Пища - источник, который пополняет все траты человеческого организма, производимые им в зависимости от возраста, профессии и климата";
- относительно состава продуктов - рассматривается состав продуктов с точки зрения белков, жиров, углеводов, витаминов, с точки зрения полезности для здоровья.
- знания о способах приготовления продуктов, организации трапезы: "...необходимо помнить, что использование пищи организмом находится в большой зависимости от способа ее приготовления, вида и вкуса. Хорошо приготовленная, красиво поданная пища вызывает аппетит и тем самым способствует лучшему ее перевариванию и усвоению. Необходимо... заботиться также об обстановке, в которой пища усваивается"
Прежде чем перейти к изложению разнообразной рецептуры блюд, авторы озвучивают базовые гастрономические постулаты - относительно количества приемов пищи, разнообразия меню, рационального построения дневного рациона, рационализации времени, необходимого для приготовления обеда, и т. д. Рационализации и экономии должно поспособствовать использование консервированных продуктов, которые производит со-
ветская пищевая промышленность. Таким образом, идея кормления по-прежнему остается актуальной, просто предстает в новом обличье - власть уже не организует столовые, ликвидируя домашние кухни, а приходит в дома и презентирует себя на обеденных столах трудящихся посредством предлагаемой консервированной и приготовленной на предприятиях пищевой промышленности еды - неизбежно стандартной, анонимной и рационализированной.
Весьма интересным представляется раздел "Сервировка стола". Нет, здесь не идет речь о возвращении к буржуазному застольному этикету, к так называемым "правилам хорошего тона", о чем предупредительно и сообщается в начале раздела - необходимо ограничиться лишь практическими советами: "...основная цель сервировки - удобство, опрятность и приятная глазу внешность обеденного стола". Разделы "Книги...", специализированные согласно либо типам приготовления какой-то конкретной группы продуктов (мясо, рыба), либо способам приготовления (супы, напитки, печенье и т. д.) включают в себя огромное разнообразие всевозможных блюд - а в тот исторический момент, после недавнего опыта лишений и голода,
- информация о достижениях пищевой промышленности в сравнении с дореволюционным прошлым - в частности, даже в рассказе о составе советской колбасы фигурирует противопоставление "раньше-сейчас, старое-новое": "вместо мяса старых быков и коров, которое вообще не годится для употребления в пищу, - говяжье мясо высшего сорта; вместо полуразложившегося мяса - нежирная свинина и шпиг"32. В этом сравнении на уровне телесно вызываемого отвращения ясно маркируется преодоленное буржуазное прошлое.
- информация о росте благосостояния (и растущем пищевом изобилии),
- в том числе и идеологически нейтральная информация о полезных качествах продуктов (в чем можно увидеть заботу о росте образованности читателя - так кулинарная книга тоже становится частью задекларированных стратегий повышения уровня образованности трудящихся);
"Книга о вкусной и здоровой пище" не только рассказывала читателю, что и как нужно есть в условиях наступающего изобилия, но и делала его своим соавтором - сквозь весь текст проходит еще одна микрорубрика "Для заметок", где на пустой, специально отведенной части страницы читатель может собственноручно вписать комментарий.
В конце "Книги..." изобильно представлена реклама продуктов, которая вызывает безусловный интерес, учитывая, что в сталинской социально-экономической реальности реклама носила воспитательно-просветительский характер, а не боролась за пристрастия и кошельки потребителей. Реклама предлагала знание о том, какие продукты возможно купить - возможно где-то, но, как правило, вовсе не в реальной жизни потенциального потребителя. Недаром реклама продуктов сопровождается абсурдным лозунгом "Требуйте!", то есть просвещенному с помощью рекламы потребителю предлагается потребовать желаемый им продукт - в гастрономических, диетичес-
, кафе, буфетах кино и театров, ларьках, палатках, и, наконец, - ТРЕБУЙТЕ ВСЮДУ! Этот кажущийся абсурдным лозунг вполне регистрирует то усилие, которое следовало направить на получение выбранного продукта - как выделение на него денежного ресурса, так и усилие доставания, что отражает суть потребительской стратегии советского человека. Более того, сам термин "достать" и соотносимые с ним практики - блата или очереди - вполне могут специфицировать стадию пред кулинарного в структуре советского гастрономического.

@темы: Пища,еда,книги по кулинарии,рецепты,питание

Комментарии
08.09.2019 в 21:12

Для Атоса - это слишком много, а для графа де ля Фер - слишком мало
Я читала, что эту книгу редактировал сам Сталин. :lol:
08.09.2019 в 21:14

Если нет последствий, значит, нет и ошибки
Marita~, у нас есть книга 1959г. Мой отец подарил моей маме