САМЫЙ БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ


18 октября 2013 03:48
17 октября 1941 года по радио к москвичам обратился первый секретарь МК и МГК ВКП (б) Александр Щербаков. Через час после его речи в столице зазвучали выстрелы. Милиция, военные патрули, отряды НКВД и рабочие дружины начали наводить порядок в городе.

«Календари не отмечали / шестнадцатое октября, / но москвичам в тот день — едва ли / им было до календаря». Бесхитростные строки поэта Наума Коржавина. Написаны в 1945-м. Опубликованы в 1992-м. Поэтическое обращение к самому тяжёлому дню в истории московской обороны 1941 года. Семьдесят два года спустя, наши познания о нём ничтожны. Говорить о 16-м в школьных и институтских учебниках не принято. Большинство переживших «Чёрный четверг», по сей день предпочитают молчать о том, чему стали свидетелями. Исключения редки.
Школьница Нина Шебеко: «Задремали после ночной бомбёжки. Проснулись ещё в темноте от странных звуков с улицы: какой-то непрерывный шелест и мягкие удары о мостовую. Когда рассвело, вышли из дома и замерли. Вдоль всей улицы на асфальте лежат книги и портреты вождей. От Маркса до Сталина. В полном ассортименте: брошюры, собрания, подарочные фолианты». Это в Сокольниках.
А это — в Замоскворечье. Переплётчица Анастасия Малькова: «Дворник сметает на проезжую часть ворох брошюр и открыток с товарищем Сталиным. Со стороны Балчуга подъезжает «эмка». Из неё выскакивает человек в форме НКВД. Схватившись за голову, смотрит. Потом кричит, как безумный, одно и то же раз пять подряд: «Какая б... это сделала?» Татарин Юсуф, не отрываясь от метлы, отвечает ему: «Все сделала!»
Тем временем, на другом конце города происходит событие, определившее ход всего дня. По Ленинградскому шоссе со стороны Чёрной Грязи к Москве на огромной скорости движется колонна немецких мотоциклов. Двенадцать «цундапов» идут парным строем, держа обочины под прицелом. Но на шоссе и вокруг него — ни души.
Проскочили Химки, мост над каналом Москва—Волга. Вохровцы от будок сиганули под откос. Через десять минут немцы пересекли Окружную железную дорогу и въехали в столицу. Отряд останавливается на мосту путепровода Рижской железной дороги. Рослый солдат поднимает к глазам бинокль. Потом вытягивает вперёд руку и говорит: «Zokol!» До конечной станции московского метро чуть меньше километра.
Но тут от правой обочины раздаётся длинная очередь по фашистам. Охрана путепровода, гревшаяся игрой в футбол прямо на шоссе, при появлении гитлеровцев разбежалась. Стрелял молодой боец, оставленный в гнезде у «максима». Не попал ни разу. Немцы хохочут. Но после второй очереди разворачиваются и уезжают в сторону Химок.
Телефоны немедленно разносят по городу первые панические слухи: «Немцы заняли Химки!». «Танки входят в Москву по Ленинградке огромной колонной!». «Высажен десант у «Сокола»!» В метро временно прекращено движение. На дистанции «Сокол» — «Белорусская» подвижной состав отогнали в сторону центра. С 18 часов 45 минут метро работает в обычном режиме.
В район Химок для выяснения обстановки срочно выслана мобильная группа с Покровки в составе танковой роты и мотоциклетного взвода. Механик-водитель танка Виктор Линников: «Наши танки мчались на предельной скорости. Я, не отрываясь, глядел в смотровую щель своего. Расстояние в пятнадцать километров покрыли за какие-нибудь полчаса. И тут мы увидели группу гитлеровцев. Они сидели на мотоциклах тяжёлого типа с колясками. На каждой машине был установлен пулемёт. Мотоколонна фашистов въезжала на мост через канал».
читать далее по ссылке



www.ekhoplanet.ru/history_2033_21966

Мой коммент. Для меня эта статья стала открытием совершенно новых фактов о том, что действительно, немцы то были в Москве! Не знала, хотя этот период жизни страны меня очень интересует, и даже чего то я знаю, т.к. читаю много по теме, рассказываю своим студентам.
Также своего рода чудо, что все же город не оккупировали, хотя проход был открыт. И в статье отмечается, что по сию пору у исследователей нет объяснения, почему этого не произошло. Напротив, только вопросы -почему. Что-то помешало. Или Кто-то?